Межшкольный физико-математический факультатив
при УНЦ ОИЯИ

Выпускники

Дарья Арбузова, выпускница ВМК МГУ
Впервые на факультатив к А.А. Леоновичу я пришла в 8-м классе, а незадолго до этого поступила в Заочную физико-техническую школу, и с тех пор активно и с увлечением занималась олимпиадными задачками по физике и математике. Но занятия были не просто формальным разбором сложных задач; Александр Анатольевич увлекал нас своим отношением к науке, явлениям природы и жизни вообще. Факультатив посещали не только те, кто собирался связать свою жизнь с физикой и математикой, но часто и просто заинтересовавшиеся школьники. Я знаю, что ученики Александра Анатольевича успешны в своей дальнейшей карьере независимо от того, какой жизненный путь они себе выбрали. Надеюсь, что он ещё долгие годы будет заниматься с ребятами. А теперь и мой младший брат с большим энтузиазмом участвует в олимпиадах, ходит на факультатив, проводимый А.А. Леоновичем, и учится в ЗФТШ. (Петр Арбузов, выпускник факультатива, в 2015 году поступил в МГУ на ВМК.)
Петр Маттис, бакалавр МФТИ, магистр Технического университета, Дрезден
С самого момента, когда я, наконец, определился, что хочу поступать на Физтех, встал вопрос, как лучше готовиться, чтобы поступить с наибольшей вероятностью. Разумеется, я стал искать учебные материалы, дающие возможность такой подготовки. Самыми подходящими оказались материалы Заочной физико-технической школы. Они мне очень помогли, да и неудивительно, ведь больше половины выпускников самой школы поступает на Физтех. То, что физико-математический факультатив использует материалы ЗФТШ - это очень удачное решение.
Давид Худавердян, выпускник МФТИ, PhD
Мои воспоминания о ЗФТШ многопластны. Это тактильные воспоминания о чуть желтоватых методичках, которые 5-6 раз в году оказывались в моем почтовом ящике. Их приятно было трогать, перелистывать и даже нюхать. Это воспоминания о походах на почту с приятным чувством выполненного задания. Это ни с чем не сравнимое ощущение того, что через месяц-два после отправления решенного задания тебе приходит проверенная тетрадка с проставленными оценками, красными пометками преподавателя и с рецензией. Это воспоминания о вечерах, которые я проводил за своим письменным столом, решая задачки.
Сейчас я понимаю, что ЗФТШ - это часть органичной машины образования, которая десятилетиями создавалась Физтехом. Нелишним будет отметить, что студенты 1-3 курса на Физтехе обучаются по системе, которая очень похожа на систему ЗФТШ. Каждому студенту в начале года выдается так называемый "задавальник" со списком задач, который должен решить студент за этот год. 4-6 раз в году по каждому предмету устраиваются сдачи заданий. Такая система держит студента в тонусе весь учебный год, поэтому на Физтехе намного реже встречаются проблемы, привычные для многих студентов: выучить предмет за два дня до экзамена.
Недавно я закончил аспирантуру в маленькой стране Люксембург. Помимо научной деятельности, которая в конце концов вылилась в написание диссертации, я раз в неделю преподавал первокурсникам теоретическую механику. Можно сказать, что частичка системы Физтеха, читай Физтеха плюс ЗФТШ, добралась и до Люксембургского университета. Каждую неделю мои студенты получали список задач, которые они обязательно должны были решить. Как я уже отмечал, такая практика не свойственна многим университетам. Я убежден, что самый быстрый и верный путь к знаниям лежит через решение упражнений и задач. Наверно, это и можно назвать моим девизом, который возник при обучении в ЗФТШ, окреп на Физтехе и сейчас сказался на способе моего обучения и преподавания.
Артём Коваленко, выпускник МГУ, PhD
Во время моей учебы в школе задания по физике и математике ЗФТШ были одним из наиболее продвинутых и разносторонних учебных материалов для углубленного изучения этих предметов. Каждая брошюра была составлена первоклассными специалистами в предмете, а грамотная подборка задач позволяла покрыть широкий спектр тем. При этом, как правило, для решения и понимания задач было достаточно школьной базы и внимательного прочтения методического пособия. Очень ценным было то, что задачи по физике были не перегружены математическим аппаратом, но очень полезны для хорошего понимания основных моделей и усвоения физических подходов к решению задач.
В 2004 году я поступил на факультет наук о материалах МГУ и окончил его с отличием. После окончания я решил продолжить своё образование и научную деятельность и в 2013-ом году защитил кандидатскую диссертацию в Университете г. Страсбурга (Франция). В моей диссертации я исследовал микропузырьки воздуха в воде, которые могут помочь улучшить качество медицинской диагностики, в частности УЗИ и МРТ. После защиты меня пригласили в Университет г. Бордо (Франция) для работы над созданием полимерных метаматериалов с необычными акустическими свойствами, в частности, с отрицательным показателем преломления ультразвуковых волн.
Никита Сиворин, Руслан Назаров, Руслан Айданов, выпускники МГТУ имени Баумана
Наш путь в точные науки начался с межшкольного факультатива, занятия которого проходили в школе N9. Эти занятия заинтересовали нас такими дисциплинами, как физика и математика. Они стали решающим фактором в выборе дальнейшего пути. Почему же так произошло? Нетривиальные задачи, доступное объяснение материала, которого нет в школьной программе.
Затем мы поступили в ЗФТШ. Здесь нас ожидал огромный объём полезной работы, которая даёт не только знания, но и приучает к систематичности, правильному распоряжению личным временем.
Это очень пригодилось при учебе в вузе.
Даниил Охлопков, выпускник МФТИ
О городских физико-математических олимпиадах я узнал в шестом классе. Тогда у нас ещё не было физики в школе, поэтому я шел на очередную олимпиаду просто порешать задания по математике. Большинство из них оказались на сообразительность: не нужно было знать много сложной теории, поэтому я принялся и за физические задачки. Участвуя регулярно в олимпиадах и посещая факультатив, я решил связать свою дальнейшую жизнь с физикой: она мне дает ответы на многие вопросы. Кроме того, когда твое участие в олимпиадах успешно, это окрыляет, являясь хорошим стимулом заниматься дальше.
Дмитрий Волков, аспирант физфака МГУ
На факультатив я пришел еще в седьмом классе и прошел обучение в ЗФТШ до самого конца. Заочная школа, конечно, полезна тем, кто интересуется физикой и математикой. Программа ЗФТШ охватывает спектр тем, которыми должен овладеть абитуриент. Поэтому учиться в ЗФТШ намного интереснее, чем в обычной школе. С одной стороны, было тяжело: много времени уходило, во-первых, на решение, во-вторых, на оформление задач. С другой стороны, появился опыт выполнять объемную работу к определенному сроку, планировать свое время. Замечу, что ЗФТШ - это не курсы подготовки к ЕГЭ, здесь предметы изучаются шире и глубже.
Елена Малахова, выпускница биофака МГУ
Детский сад и первые классов семь моё существование не было омрачено законами Ньютона, различными непонятными коэффициентами и постоянными. Синяя книга с огромной чёрной надписью «Физика» упала на мою парту в сентябре седьмого класса. Не хватало только чёрной траурной ленточки в нижнем правом углу. Так физика пришла в мою жизнь. Поначалу это было даже забавно – линзы, магниты и конструкторы с загорающейся лампочкой. Постепенно параграфы становились длиннее и скучнее, картинки сменялись формулами с обилием латинских и греческих букв. Я, как разведчик, расшифровывающий сообщения врага, выписывала каждую закорючку в специальный блокнотик, напротив – «перевод» и все формулы, где она встречается. Система исправно работала класса до десятого. Проблема была в том, что число закорючек и формул постоянно росло. Задачи становились сложнее. В какой-то момент стало недостаточно открыть блокнот на нужной теме, выбрать подходящие формулы и подогнать результат под ответ.
В середине десятого класса я пообещала сжечь тетради и учебники по физике сразу же после получения аттестата. Я усиленно изучала химию и биологию, готовясь к поступлению в медицинский институт, когда министерство образования пообещало ввести физику в перечень экзаменов для «меда». Родители смеялись и говорили: «Вот, физика и нашла тебя». Так она пришла за мной в первый раз. У меня был всего лишь год на то, чтобы выучить все эти непонятные формулы, законы и научиться решать задачи, и это при том, что нужно готовиться к другим экзаменам. Поразмыслив, я обратилась за помощью к Александру Анатольевичу Леоновичу.
Чтобы наверстать упущенное, я стала посещать межшкольный факультатив для девятиклассников. Вот тут для меня, наконец, обрели смысл формулы и буквы в них. В итоге, год упорных занятий, кипа исписанных задачами тетрадей, слёз над задачником, стопка методичек ЗФТШ и наставления Александра Анатольевича помогли мне сдать ЕГЭ, поступить на химический и биологический факультеты МГУ и сдать физику на «отлично» в обоих семестрах.
Сдав последний экзамен по физике и захлопнув зачётку, я решила, что на этом физика в моей жизни закончилась. Но я ошибалась. Я защитила диплом в МФТИ на кафедре регенеративной медицины, и он тоже связан с этой наукой. Видимо, от физики мне не отвертеться, и я не жалею об этом.
Тоня Бонюшкина, мехмат МГУ, VI курс
С ЗФТШ я знакома только по методичкам, и этого уже достаточно. Очень четко и емко написано, но я обычно читала их после учебников, чтобы закрепить материал. Фактически там есть вся программа всего в нескольких тонких книжках, ее просто надо хорошо проработать. У А.А.Леоновича начала заниматься только в 11 классе, но довольно успешно. Конечно, приходилось много работать, ведь нужно было усвоить всю программу за год, но мы всегда рассматривали дополнительно интересные, красивые задачи. И иногда получали в виде бонуса маленькие кусочки информации на тему "а что же нас ждет дальше", поэтому очень хотелось учиться, чтобы наконец-то дойти до самых симпатичных тем. Как раз эти "бонусы" сейчас вспоминаются с особой теплотой. Нас научили хотеть учиться, а это - самое главное.
Анастасия Кутузова, выпускница химфака МГУ
В какой-то момент я поняла, что мне больше нравятся естественные науки, чем гуманитарные. Физико-математическая олимпиада была одной из первых, в которых я приняла участие и стала призером. Это достижение добавило мне уверенности в своих силах, дало стимул к дальнейшей работе. У меня появился интерес к решению нестандартных задач и углубленному изучению физики и математики. И хотя я поступила на химический факультет МГУ, приобретенные знания очень мне помогли в дальнейшей учебе.
Сергей Трофимов, бакалавр МФТИ
Я узнал о факультативе достаточно поздно и начал заниматься только в 11 классе, однако даже за такой короткий срок я подготовился к сдаче ЕГЭ и к различным олимпиадам. Хочу обратить внимание на то, что человек сам должен стремиться к знаниям и изучать каждую тему до тех пор, пока не останется непонятных мест. Благодаря большому объему решенных задач (а за тот год мы прошли весь школьный курс физики) я научился быстро усваивать новый материал и распределять свое время так, чтобы успевать выполнять большое количество работы. Как я и надеялся, это пригодилось мне в институте.
Василий Зарубин, выпускник физфака МГУ, PhD
На мой взгляд, очень важно дать толчок к развитию именно в достаточно раннем возрасте, пока вся информация воспринимается живо, интересы еще не успели сформироваться, для того чтобы у школьника было больше времени для развития. Для меня таким толчком стали олимпиады для 6-7 классов по физике и математике. Соревнование, общение между участниками, сама атмосфера этих олимпиад, «хитрые» задачи разнообразят учебу, вносят в нее живость, ставят дополнительные цели. В этом отличие от школьных занятий, большая часть которых преподносится сухо и нечасто может вызвать интерес.
Александра Степина, выпускница ВМК МГУ
В Заочной физико-технической школе я проучилась всего один год, в 11 классе, но думаю, что каждый, кто в ней учился, скажет, что она самодисциплинирует, учит разумно планировать время. Когда у тебя есть задание и срок, к которому ты его должен сдать, то приходится стараться успеть все. ЗФТШ дает хорошие знания и очень хорошо готовит к олимпиадам, а успешное участие в олимпиадах дает льготы при поступлении.
Мария Ефремова, бакалавр МФТИ
Первый раз на физико-математический факультатив я пришла в восьмом классе. Меня очень заинтересовали нестандартные задачи, которые разбирались на занятиях. Решение подобных задач требует не только набора определённых знаний, но и природной смекалки и сообразительности. Также мне понравилось, как Александр Анатольевич объясняет материал: он не просто формально разбирает ход решения той или иной задачи, а всегда с энтузиазмом рассказывает, где подобный пример можно встретить в природе или как он связан с реальной наукой. А ещё, если что-то непонятно, всегда можно задать вопрос, и Александр Анатольевич очень подробно на него ответит. Всё это придаёт занятиям ту живость, которой иногда так не хватает обычным школьным урокам, поэтому процесс решения становится интересным и увлекательным. На факультативе я узнала и о Заочной физико-технической школе при МФТИ. ЗФТШ - это отличное подспорье для тех, кто в самом деле увлечён математикой и физикой. Составители всегда предлагают отличные задачи, некоторые из них не очень сложные и просто "разминают" мозг, а над некоторыми приходится думать не один день. Так или иначе, каждая из них содержит что-то, что потом может пригодиться на физико-математических олимпиадах. К каждому заданию также прилагается методичка, в которой достаточно подробно описывается теория по теме данного задания, что, конечно же, помогает при решении задач и просто расширяет кругозор. А ещё ЗФТШ очень дисциплинирует, так как нужно всё стараться сделать в срок и не только решить, но и аккуратно оформить и максимально чётко донести свою мысль до проверяющего. Я поступила в МФТИ на факультет управления и прикладной математики, и могу с уверенностью сказать, что факультатив и учёба в ЗФТШ мне в этом очень помогли.
Ольга Горбачева, магистр МФТИ
На физ-мат олимпиаде я была, к сожалению, только один раз - весной в 8-м классе. Как я узнала про олимпиаду, честно говоря, не помню, но помню, что пришла и поняла, что нигде раньше таких задач не видела и не решала. Я растерялась. В следующем году я пришла на факультатив. Теперь я учусь в МФТИ на факультете инноваций и высоких технологий. Олимпиада помогла мне узнать и заинтересоваться факультативом, а факультатив, в свою очередь, помог подготовиться к поступлению в институт.
Владислав Жуков, бакалавр МФТИ
Первый раз я участвовал в Городской физико-математической олимпиаде в 7-ом классе. Помню, что задачи пробовал решать все, поскольку каждая из них казалась мне интересной. Замечательно, что у нас в городе проводится такая олимпиада, ведь благодаря ей существует возможность попробовать свои силы в решении сложных нестандартных задач. Думаю, именно эта олимпиада помогает понять, куда двигаться дальше (например, поступить в Заочную физико-техническую школу).
Алексей Черненков, бакалавр МФТИ, выпускник факультатива 2015г.
Все началось с того, что в начале 7 класса я узнал о существовании межшкольного физико-математического факультатива в 9 школе. Я стал ходить туда на занятия, потому что уже тогда интересовался математикой и физикой. Мне очень понравились эти занятия, на них разбиралось множество задач различного уровня и объяснялись различные природные явления так, что все становилось понятно. Также важную роль сыграло то, что на факультативе готовили к участию в различных олимпиадах, прежде всего в «Городской открытой физико-математической олимпиаде для школьников младших классов». Во многом благодаря этим занятиям, я стал победителем и призером различных олимпиад по физике и математике. Начиная с 10 класса я стал обучаться в ЗФТШ, которую в итоге закончил с отличием. Все это вместе очень помогло мне подготовиться к участию в заключительных турах вузовских олимпиад (призер 2 степени олимпиады «Шаг в будущее» по математике и призер 2 степени «Объединённой межвузовской математической олимпиады школьников») и успешной сдаче ЕГЭ. Как результат, я поступил в МФТИ на факультет управления и прикладной математики.
Сергей Будяшов, мехмат МГУ, выпускник факультатива 2015г.
На факультатив я пришел в 6 классе. Сперва я поучаствовал в проводимых там олимпиадах. Став призером, я заметил, что для решения олимпиадных задач почти не нужны школьные знания, но очень важны умение рассуждать и внимательность. Эти навыки улучшались все время моего обучения на факультативе. Занятия были очень интересны, про каждую новую идею рассказывалось, как она используется в науке, на простых примерах из жизни. Такой подход сформировал интерес к обучению и дальнейшему саморазвитию. С углубленными знаниями по физике и математике учиться в школе стало гораздо проще. В 9 классе преподаватели факультатива посоветовали мне поступить в ЗФТШ. Поначалу объем работы казался огромным, но со временем я к нему привык.
Задания ЗФТШ приучили меня к самостоятельному поиску знаний и разумному планированию времени. К тому времени на факультативе мы решали более сложные задачи и отвечали на вопросы по заданиям. К 10 классу школа для меня перестала быть источником новой информации по физике и математике. На многих уроках я знал почти все, что нам расскажут, либо мог сам изучить школьный материал за короткое время. В 11 классе основной целью факультатива стала подготовка к олимпиадам. Задания ЗФТШ по физике дали очень хорошую базу для большинства университетских олимпиад, когда задания по математике были ориентированы больше на олимпиады МФТИ. После такой программы написать ЕГЭ на высокие баллы не представляло большой сложности. Огромное спасибо за обучение на факультативе нашим преподавателям.
Артём Байшев, МГТУ имени Баумана, выпускник факультатива 2015г.
Первый раз на олимпиаду факультатива меня привела мама в шестом классе. Хотя олимпиада была для 7-8 классов, на ней я стал победителем, а на следующих двух олимпиадах я был призером. В последующие 4 года я был постоянным участником факультатива. Отдельно хочу написать о ЗФТШ, программа этой заочной школы очень сильно помогала мне получать знания, выходящие за рамки школьной программы, которые я мог использовать на олимпиадах любого уровня. С восьмого по одиннадцатый класс я становился призером муниципальных олимпиад. В одиннадцатом классе наш факультатив усиленно работал на подготовку к ЕГЭ, поэтому я показал высокие результаты и поступил в тот университет, в который хотел.
Дарья Гусарова, бакалавр ФИВТ МФТИ, выпускница факультатива 2015г., результат ЕГЭ по физике – 100 баллов
Одной из первых олимпиад в моей жизни была Открытая городская физико-математическая олимпиада в 7 классе, организатором которой является городской межшкольный физико-математический факультатив. На олимпиаде в основном присутствовали логические задачи, мне это было интересно. По итогам олимпиады я получила диплом призера и хотела начать посещать факультатив, но, к сожалению, последнее временно не сложилось. Лишь в 10-ом классе я стала посещать занятия факультатива и поступила в Заочную физико-техническую школу. К этому времени многое изменилось. Я окончательно определилась, что буду поступать в вуз на техническое направление, а значит, нужно было на хорошем уровне изучать соответствующие предметы. Информатике хорошо учили в школе, но учительница математики, которая вела у меня раньше и благодаря которой я добивалась успехов в этой дисциплине, с 10-ого класса уходила, и было неизвестно, кто будет преподавать вместо нее, а физику я тогда совсем не знала и не интересовалась ей. За один только 10 класс А.А.Леонович помог мне заполнить пробелы в моих знаниях по физике и привил интерес к своему предмету, все время находил для нас новые олимпиадные задачки и задачи повышенного уровня, его энтузиазм делал занятия увлекательными и не слишком сложными. Занятия по математике тоже были очень продуктивны, М.С.Нитишинский объяснял нам новые темы, отрабатывал их с нами. Правда, мне немного не хватало домашних заданий по математике, но зато мы много всего делали в классе. Мои учителя, методички и задания ЗФТШ помогли мне хорошо изучить основные темы школьной программы, подготовиться к вузовским олимпиадам и сдаче ЕГЭ. Так я поступила в МФТИ на факультет инноваций и высоких технологий.
Спасибо огромное тем, кто меня учил!
Татьяна Кузнецова, МИСиС, III курс

Сразу после того, как я поступила в лицей “Дубна”, я начала посещать Городской межшкольный факультатив по физике и математике. И, хотя сейчас существует множество онлайн курсов, я считаю, что это не заменит очные занятия. Сама обстановка там располагает к учебе. Несмотря на то, что на занятиях всегда хватало людей, меня поражал тот факт, что школьники не ходят на бесплатный факультатив, который даст фору всем репетиторам. На мой взгляд, это было глупое упущение.  Меня сразу подкупил метод преподавания М.С. Нитишинского. Математика на факультативе была сверх школьной программы или опережала ее. Тем не менее достаточно сложный материал подавался так, что не понять его было абсолютно невозможно. А.А. Леонович давал материал школьной программы, дополняя и систематизируя ее. Сразу были видны связи между теми или иными формулами и законами. Все объяснения сопровождались наглядными примерами и интересными фактами, а это несомненно способствует пониманию и усвоению материала. Александр Анатольевич поддерживал связь с нами и после того, как факультатив прекратился. Благодаря ему я попала на олимпиады от МФТИ, МГУ и МГТУ. А также по его наводке я поступила в ЗФТШ, программа которой перекликалась с материалами факультатива. 

В 10 классе я посещала курс экспериментальной физики у И.А. Ломаченкова. На нем ставились опыты, которые позволяли прочувствовать физические законы и увидеть закономерности. Иван Алексеевич искренне заинтересован своим предметом, его объяснения было интересно слушать и легко понимать. Помимо этого, он преподавал ДОУ в нашем лицее, где всегда был готов ответить на любые вопросы. Когда я готовилась к научно-практической конференции по физике, то Иван Алексеевич вызвался помочь мне с опытом, выделяя свое личное время. Также благодаря ему я смогла поучаствовать в Днях физики в Дубне, что дало мне бесценный опыт и приятные воспоминания. Занятия Ивана Алексеевича так впечатлили меня, что, когда он предложил поучаствовать в летней школе экспериментов, я не думая согласилась и не пожалела. Несмотря на то, что прошло уже три года, до сих пор помню наш проект полностью.

В 11 классе Иван Алексеевич вел факультатив по подготовке к ЕГЭ, и еженедельные занятия давали обширный объём знаний, с помощью которых даже те, кто плохо знали физику, могли подготовиться на приличные баллы. Я уверена, что без этих факультативов не поступила бы в желаемый университет и не нашла бы друзей по интересам.

Алексей Филиппов, Московский энергетический институт, III курс
С факультативными занятиями мне довелось познакомится, увы, довольно поздно. Я начал их посещать в 9 классе с целью начать подготовку к ЕГЭ. Признаюсь, я был удивлен, поскольку для меня физика, как предмет в школе, представлялась не более чем набором алгоритмических действий, вроде “подставь-посчитай”, а поэтому не представляла особого интереса. К тому же я все еще колебался с выбором направления моего будущего образования. Но после одного года посещения этих занятий я понял, что хочу заниматься именно точными науками. Благодаря факультативам я смог понять темы, которые раньше были для меня “темным лесом” и подтянуть уже имеющиеся знания. Каждая крупица информации “разжевывается” почти до интуитивно понятных вещей, а преподаватели всегда готовы лишний раз проговорить материал, если ученик чего-то не понял. Да и сами занятия проходят оживленно. С преподавателями не соскучишься, так или иначе втянут тебя в процесс. Я бы рекомендовал записываться как можно раньше, с класса шестого, поскольку сам ощутил, сколь много я мог бы приобрести, узнай я об этих занятиях пораньше.
Павел Попов, физфак МГУ, II курс

Всё началось с того, что я, будучи учеником 6-го класса 11-й школы пришёл на олимпиаду по физике и математике в 9-ю (объявления о олимпиаде были развешаны в моей школе Ириной Геннадьевной Осипенковой). После “разбора полётов” и подведения итогов Александр Анатольевич Леонович пригласил всех желающих посещать факультатив по физике и математике, который проходил по субботам в 9 школе. Я с удовольствием посещал эти занятия, так же, как и занятия по экспериментальной физике в 11-й школе под руководством Ирины Геннадьевны.

В 10 и 11 классах, когда я был твёрдо нацелен стать физиком, я посещал курсы И.А. Ломаченкова в ОИЯИ (в 10-м классе экспериментальная физика, в 11-м – подготовка к ЕГЭ и разбор задач более сложного уровня). Именно Ивану Алексеевичу я обязан своим поступлением на бюджетное отделение физического факультета МГУ. Он всегда отвечал на вопросы аудитории, никогда не оставлял какую-либо неясность в задаче: каждый человек, спрашивая что-то у Ивана Алексеевича, всегда получал максимально подробное и понятное объяснение. Он прекрасно находил общий язык с “публикой”, делая объяснение той или иной задачи весьма интересным и легко воспринимаемым настолько, что уйти с занятия, не поняв, как и почему решается та или иная задача, было невозможно. Также хочу отметить особую манеру подачи материала: Иван Алексеевич давал нам не только готовые формулы и законы, но и частично их выводы, рассказывал об истории и пр. Хочу ещё раз отметить, что без его помощи моё поступление на ФФ МГУ было бы немыслимым, ибо все свои вопросы по Дополнительному вступительному испытанию по физике, а они были для меня весьма сложными, я задавал именно Ивану Алексеевичу, который всегда доступно и подробно на них отвечал.

Алина Бугаева, физфак МГУ, II курс

Раньше я не любила физику. До седьмого класса я могла описать этот предмет лишь одним словом - сложная. Уже после появления физики в школе я добавила к своему определению ещё одно слово - скучная. Мне было не очень интересно на уроках читать унылый учебник или решать однотипные задачки, поэтому всё чаще я пренебрегала физикой, уделяя ей минимум внимания. Но время шло, предмет становился сложнее. Уже недостаточно было просто подставить в известную формулу заданные числа, приходилось думать, рассуждать и искать решения, порой не самые очевидные. Тогда у меня и начались первые проблемы с физикой: привычные пятерки стали заменяться четверками, а иногда даже и тройками. Помню, мама жутко была мной недовольно и требовала немедленно исправлять ситуацию. Думать над этим долго не пришлось, друзья сразу предложили мне походить с ними на факультатив в девятую школу, и я охотно согласилась.

Поначалу мне было очень нелегко. Казалось, что ребята, которые посещали факультатив, были гораздо умнее меня и соображали быстрее, одна я ничего не знала и не понимала. Но всё это лишь подстегнуло моё желание упорно заниматься физикой, во мне наконец-то проснулся азарт и тяга к сложному и непонятному. Я старалась не пропускать занятий, всегда всё записывала, а дома ломала голову над нелёгкими, но интересными задачками, которые нам давали. Нелюбимый когда-то предмет вдруг стал невероятно интересным, на занятия я ходила с большим удовольствием. Конечно, спустя некоторое время мои пятерки по физике были спасены, и мама осталась довольна результатом. Я решила не останавливаться на достигнутом и продолжала посещать занятия, а в девятом классе сдала на отлично ОГЭ по этому предмету. Тогда это был мой первый шаг на пути к изучению физики. Сейчас я учусь на втором курсе физического факультета МГУ и планирую в будущем связать свою жизнь с этой наукой. Думаю, именно факультативные занятия помогли мне обрести эту цель в жизни и открыли для меня удивительный мир физики.

Иван Рзянин, МГТУ им. Баумана, I курс

Впервые на факультативные занятия я пришел в 7 классе, когда у нас в школе началась физика. Честно говоря, в те годы меня не сильно интересовала физика и особого рвения с моей стороны я в учебе не показывал. Но я ходил на занятия факультатива, участвовал в городских олимпиадах (без особых результатов), и это позволяло мне без усилий осваивать школьную программу по физике и сдать ОГЭ в 9 классе практически на максимум баллов. Также в этом помогла учеба в ЗФТШ - их задачки и теория из замечательно составленных методичек. Факультатив помог мне сформировать интерес к точным наукам - в 7 классе меня заинтересовала робототехника и я начал ходить в кружок, также организованный ОИЯИ. Еще в том возрасте я определился с дальнейшей сферой деятельности и начал участвовать в различных соревнованиях и хакатонах по робототехнике. В 11 классе, когда пришло время готовиться к поступлению в университет, я не остался без попечения своих преподавателей. Здесь также помогло посещение факультатива и учеба в ЗФТШ - я начинал не с нуля. Благодаря серьезной теоретической подготовке и решению большого количества задач я стал призером второй степени олимпиады "Шаг в будущее", получил 100 баллов на ЕГЭ по физике и без вступительных испытаний поступил на кафедру специальной робототехники и мехатроники в МГТУ им. Баумана.

Надежда Шлотова, 100 баллов ЕГЭ по физике, 100 баллов ЕГЭ по математике, МФТИ, I курс

В 9 классе я поступила в одну из дубненских школ. В 10 классе учительница по физике рассказала нам о том, что в Дубне есть факультативы по математике и физике. Я выбрала экспериментальную и олимпиадную физику, чтобы готовиться к олимпиадам и ЕГЭ. Это принесло результат еще тогда (в 9 классе я была призером одной олимпиады из списка РСОШ, в 10 - уже трех).  В 11 классе я ходила на консультации по физике и математике с разборами задач, в том числе и заданий ЗФТШ. В этом году я заняла призовые места в 7 олимпиадах и получила 100 баллов по физике и математике. Сомневаюсь, что я достигла бы таких результатов, работая одна.

Позже я узнала о том, что есть факультативные группы и для средних классов. Думаю, если бы я начала заниматься еще в 6-7 классе, то достигла бы больших успехов.

Преподаватели, которые ведут факультатив, делают свое дело ответственно. Материал объясняют понятно и в случае необходимости работают с каждым индивидуально.

Александра Суркова, ЕГЭ по математике – 98 баллов, ЕГЭ по физике – 100 баллов, ВМК МГУ, I курс

Я узнала о физико-математическом факультативе в конце 5 класса, когда пришла на организованную им Городскую открытую физико-математическую олимпиаду. Это была не первая олимпиада данного профиля, в которой я участвовала, однако ее задачи показались мне принципиально новыми и очень интересными. Они не были похожи ни на школьные задачи, ни на задачи муниципальных олимпиад. Я захотела узнать их разбор, заинтересовалась занятиями, на которых такое решают, и со следующего года начала ходить на факультатив, продолжая участвовать в его олимпиадах. Моими преподавателями стали Леонович Александр Анатольевич (физика) и Нитишинский Михаил Сергеевич (математика).

На занятиях факультатива рассказывали вещи, которых я еще не знала, простыми словами, рассматривали интересные вопросы, решали и обсуждали задачи. Там мы опережали школьную программу, благодаря чему позднее в школе те же темы давались мне легко. Даже если я чего-то не понимала, я всегда могла подойти после занятия к преподавателю, и мне бы подробно объяснили сложные моменты. После, в старших классах, я также время от времени консультировалась с преподавателями факультатива и получала от них неоценимую помощь в подготовке к экзаменам. Именно благодаря занятиям с ними, вовремя заложенному факультативом фундаменту знаний я смогла хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены.

Михаил Лобанов, 100 баллов ЕГЭ по физике, 100 баллов ЕГЭ по математике, призер регионального этапа ВсОШ по математике и информатике, МФТИ, I курс

Я познакомился с факультативом в 6 классе, когда первый раз пришел на городскую физико-математическую олимпиаду. Это событие стало поворотным в моей жизни - именно тогда во мне проснулся интерес к задачкам по физике и математике. Тогда я решил не всё, и мне стало очень интересно узнать решения. Не могу не отметить, что мне попались на редкость хорошие учителя – А.А. Леонович и М.С. Нитишинский. Они не только смогли сохранить мой интерес к точным наукам, но и многократно усилили его, подавая материал в интересной и познавательной манере. Я благодарен моим наставникам за то, что они продолжили поддерживать меня и в более зрелом возрасте - я могу быть уверен, что они всегда помогут советом. Я не случайно делаю акцент на моем раннем знакомстве с олимпиадной физикой и математикой. Это очень важно, так как наверстать упущенное в последний год или два перед сдачей Единого государственного экзамена практически нереально - в этом деле нужен систематический неустанный труд с самых ранних лет.

Отдельно хотел бы поблагодарить Ирину Геннадьевну Осипенкову, чей курс по экспериментальной физике я посещал в 7-8 классе. Именно она открыла для меня мир физического эксперимента, именно она выстроила разрозненные соображения об этом предмете в стройную и слаженную систему. 

Благодаря факультативу, активно использующему программу Заочной физико-технической школы, я научился последовательно излагать свои мысли, доходчиво доносить свою позицию до собеседника. Я настоятельно рекомендую всем, кто увлекается физикой и математикой, посещать занятия факультатива. Это отличная инвестиция в себя, в свое будущее.  Я отлично понимаю сомнения тех, кто только думает пойти на факультатив, тех, кто еще не определился со своим профилем, кто еще не понял, что ему нравится больше: физика, или биология, или математика, или, может быть, русский язык и литература. Если вы причисляете себя к этому классу людей, то я приглашаю вас посетить городскую физико-математическую олимпиаду, на которой вы точно поймете, лежит ли у вас душа к точным наукам. Это не просто рядовая олимпиада с сухими задачами, это целый праздник, где каждая задача по-своему хороша, вы точно найдете что-то по вкусу. 

Удачи!